Об утверждении Правил формирования тарифов В соответствии с подпунктом 5) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года «О естественных монополиях»

Сообщение от admin 15.02.2019 0 Комментарии Проекты НПА,

Об утверждении Правил формирования тарифов

 

 

В соответствии с подпунктом 5) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года «О естественных монополиях» ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить прилагаемые Правила формирования тарифов.
Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
 

 

Министр
Национальной экономики Республики Казахстан

     
 

                                              Т. Сулейменов

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство энергетики

Республики Казахстан

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство ______________

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство ______________

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство ______________

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство ______________

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство ______________

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство ______________

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство ______________

Республики Казахстан

 

 

«СОГЛАСОВАН»

Министерство ______________

Республики Казахстан

 

Утверждены приказом

Министра национальной экономики

Республики Казахстан
от «» 2019 года

 

 

Правила формирования тарифа

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Правила формирования тарифов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 5) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года «О естественных монополиях» (далее – Закон) и определяют порядок формирования тарифа, в том числе:
1) механизм расчета тарифа с учетом методов тарифного регулирования сфер естественных монополий согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

2) порядок утверждения временного компенсирующего тарифа согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

3) порядок дифференциации тарифа согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

4) порядок утверждения тарифа в упрощенном порядке согласно приложению 4 к настоящим Правилам;

5) порядок утверждения инвестиционной программы и ее изменения согласно приложению 5 к настоящим Правилам;

6) порядок определения тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии, согласно приложению 6 к настоящим Правилам;

7) порядок утверждения временного понижающего коэффициента согласно приложению 7 к настоящим Правилам;

8) порядок ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по деятельности, не относящейся к регулируемым услугам, согласно приложению 8 к настоящим Правилам;

9) порядок перерасчета стоимости регулируемой услуги по снабжению тепловой энергией с учетом фактической температуры наружного воздуха согласно приложению 9 к настоящим Правилам;

10) порядок определения допустимого уровня прибыли субъекта естественной монополии согласно приложению 10 к настоящим Правилам;

11) порядок изменения утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия согласно приложению 11 к настоящим Правилам;

12) перечень затрат, учитываемых и не учитываемых в тарифе, порядок ограничения размеров затрат, учитываемых в тарифе, согласно приложению 12 к настоящим Правилам;

13) порядок индексации тарифа согласно приложению 13 к настоящим Правилам;

14) формы проектов тарифа, тарифной сметы, инвестиционной программы, отчетов об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы согласно приложению 14 к настоящим Правилам;

15) механизм расчета ценовых пределов на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей и их ежегодных корректировок согласно приложению 15 к настоящим Правилам;

16) порядок применения ценовых пределов на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей согласно приложению 16 к настоящим Правилам;

17) порядок расчета и применения прогнозного индекса тарифа согласно приложению 17 к настоящим Правилам.

Настоящие Правила распространяются на субъектов естественных монополий, за исключением субъектов естественных монополий, оказывающих регулируемые услуги в сферах аэронавигации, аэропортов, по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации.
В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
естественная монополия — состояние рынка товаров, работ, услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид товаров, работ, услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида товаров, работ, услуг;
уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в соответствующих сферах естественных монополий;
ведомство уполномоченного органа – ведомство государственного органа, осуществляющего руководство в соответствующих сферах естественных монополиях;
регулируемые услуги – товары, работы, услуги, предоставляемые субъектами естественных монополий в сферах естественных монополий и подлежащие государственному регулированию уполномоченным органом;
субъект естественной монополии (далее – Субъект) – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, предоставляющее потребителям регулируемые услуги;
потребитель — физическое или юридическое лицо, пользующееся или намеревающееся пользоваться регулируемыми услугами;
заявка — обращение субъекта естественной монополии в уполномоченный орган об утверждении тарифа;
тариф — денежное выражение стоимости регулируемой услуги;
дифференциация тарифа — установление разных уровней тарифа в зависимости от условий потребления, в том числе группы потребителей;
временный компенсирующий тариф – тариф, утверждаемый уполномоченным органом на определенный срок в целях возврата средств потребителям;
временный понижающий коэффициент – величина, утвержденная уполномоченным органом и применяемая к тарифу в целях защиты интересов потребителей и субъекта естественной монополии;
тарифная смета – перечень доходов, расходов и объемов предоставляемой регулируемой услуги по форме, утвержденной уполномоченным органом;
инвестиционная программа — план мероприятий по вложению и возврату средств, направляемых на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление, поддержание существующих активов и создание новых активов субъекта естественной монополии с целью получения технико-экономического и (или) экологического эффектов, выражаемых в достижении целевых показателей инвестиционной программы или сохранении показателей деятельности субъекта естественной монополии на существующем уровне;
метод тарифного регулирования сферы естественной монополии — метод, применяемый при формировании тарифа;
затратный метод тарифного регулирования — метод формирования тарифа в зависимости от постатейно определенных, экономически обоснованных затрат и прибыли субъекта естественной монополии;
стимулирующий метод тарифного регулирования — метод формирования тарифа в зависимости от соблюдения показателей качества и надежности регулируемых услуг и достижения показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий;
Иные понятия и термины, используемые в настоящей Методике, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Тариф утверждается сроком на пять и более лет, за исключением случаев предусмотренных Законом.
Тариф формируется с учетом обеспечения возмещения затрат по предоставлению регулируемой услуги и получение прибыли, направляемой на развитие и эффективное функционирование Субъекта и иные цели, не запрещенные законодательством Республики Казахстан
 

 

Глава 2. Методы и способы формирования тарифа

 

При формировании тарифа применяются следующие методы тарифного регулирования сфер естественных монополий:
1) затратный;

2) стимулирующий;

3) индексации;

4) определение тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.

Метод тарифного регулирования сферы естественной монополии применяется при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) экономической и технологической готовности субъекта естественной монополии к применению соответствующего метода тарифного регулирования сферы естественной монополии;

2) недопущения возложения на субъекта естественной монополии и потребителей обязанностей, которые не могут быть ими выполнены.

Формирование тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования предусматривает:
1) ограничение видов и размеров затрат, учитываемых в тарифе, с учетом их экономической обоснованности;

2) применение технических и технологических норм расходов сырья, материалов, топлива, энергии при их наличии, нормативных технических потерь, нормативной численности персонала, определенных на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере);

3) утверждение тарифной сметы с разбивкой по годам;

4) применение прямолинейного метода начисления износа;

5) проведение закупок Субъектом в соответствии со статьей 23 Закона и правилами осуществления деятельности субъектами естественных монополий;

6) определение допустимого уровня прибыли с учетом балансовой или переоцененной стоимости активов субъекта естественной монополии, задействованных при предоставлении регулируемой услуги, и ставки прибыли, рассчитанной по методу, определенному уполномоченным органом, и объема средств, необходимых для реализации утвержденной инвестиционной программы;

7) утверждение инвестиционной программы;

8) утверждение временного компенсирующего тарифа за неисполнение статей затрат утвержденной тарифной сметы, нецелевое использование средств амортизационных отчислений и мероприятий утвержденной инвестиционной программы.

Формирование тарифа с применением стимулирующего метода тарифного регулирования предусматривает:
1) ограничение видов и размеров затрат, учитываемых в тарифе, с учетом их экономической обоснованности;

2) применение технических и технологических норм расходов сырья, материалов, топлива, энергии при их наличии, нормативных технических потерь, нормативной численности персонала, определенных на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере).

Действие настоящего подпункта применяется при утверждении тарифа в случае перехода с затратного метода тарифного регулирования на стимулирующий метод тарифного регулирования;

3) определение контролируемых и неконтролируемых затрат;

4) утверждение временного компенсирующего тарифа за неисполнение мероприятий утвержденной инвестиционной программы и неконтролируемых затрат;

5) определение прибыли с учетом возврата инвестированного капитала и норм доходности инвестированного капиталам также балансовой стоимости активов субъекта естественной монополии, задействованных при предоставлении регулируемой услуги, и ставки прибыли, рассчитанной по методу, определенному уполномоченным органом;

6) определение показателей качества и надежности регулируемых услуг;

7) определение показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий;

8) применение прямолинейного метода начисления износа;

9) утверждение инвестиционной программы.

Способы формирования тарифов:
1) утверждение тарифа уполномоченным органом;

2) установление тарифа субъектом естественной монополии;

3) определение тарифа на основании заключенного договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.

 

 

Глава 3. Порядок представления и принятия заявки

 

Для утверждения тарифа уполномоченным органом субъект естественной монополии представляет заявку в электронной форме, за исключением случаев утверждения тарифа в упрощенном порядке согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
Заявка рассматривается уполномоченным органом в течение девяноста рабочих дней со дня ее представления.
К заявке прилагаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами:
1) проект тарифа (либо прейскуранта с учетом отраслевых особенностей);

2) проект тарифной сметы с приложением обосновывающих материалов по форме, утвержденной уполномоченным органом по форме согласно приложению 14 к настоящим Правилам;

3) справка-обоснование о необходимости утверждения тарифа;

4) проект инвестиционной программы или утвержденная инвестиционная программа по форме согласно приложению 14 к настоящим Правилам;

5) смета затрат, направленных на ремонт, не приводящих к росту стоимости основных средств;

6) финансовая отчетность за два предшествующих календарных года;

7) отчеты:

о финансово-хозяйственной деятельности, об инвестиционной деятельности;

о состоянии основных фондов, размерах заработной платы работников по отдельным должностям и профессиям и по труду за два предшествующих календарных года по формам, утвержденным уполномоченным органом в области государственной статистики;

8) постатейные расчеты расходов;

9) расчет прибыли;

10) расчеты численности персонала, потребности сырья, материалов, топлива, энергии и технических потерь, произведенные на основе типовых норм и нормативов, действующих в соответствующей отрасли (сфере);

11) копии решений конкурсных (тендерных) комиссий по закупке материальных, финансовых ресурсов, оборудования и товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год;

12) расчет амортизационных отчислений на основные средства, используемые до реализации утвержденной инвестиционной программы (проекта) и вводимые в эксплуатацию при реализации утвержденной инвестиционной программы (проекта), в долгосрочный период с разбивкой по годам;

13) подтверждающие документы об условиях финансирования и возмещения заемных ресурсов;

14) данные о проектной мощности субъекта естественной монополии и фактическом ее использовании;

15) документы, подтверждающие планируемый объем регулируемых услуг (реестр договоров с указанием фактических объемов потребления регулируемых услуг, документы, подтверждающие снижение объемов потребления регулируемых услуг, расчеты объемов потребления регулируемых услуг, исходя из обязанности качественного всеобщего обслуживания и возможностей субъекта естественной монополии, недопустимости снижения объемов с целью поддержания или роста уровня тарифов, материалы маркетинговых исследований потребительского спроса);

16) документы, подтверждающие фактические данные о затратах и об объемах регулируемых услуг за четыре квартала, предшествующие представлению заявки, и за предыдущий календарный год.

При утверждении тарифа с применением стимулирующего метода тарифного регулирования к заявке прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1), 3), 4), 6), 7), 9), 10), 13), 14) и 15) части первой настоящего пункта, а также проекты показателей качества и надежности регулируемых услуг и показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий с приложением обосновывающих материалов.

Уполномоченный орган не позднее семи рабочих дней со дня получения заявки проверяет полноту прилагаемых расчетов и обосновывающих материалов на соответствие пункту 14 настоящих Правил и в письменном виде информирует Субъекта о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в ее принятии с указанием причин отказа в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил.
Прилагаемые в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил к заявке расчеты и обосновывающие материалы представляются с соблюдением следующих процедур:
1) прошиваются, пронумеровываются и подписываются руководителем субъекта естественной монополии либо лицом, его замещающим, либо заместителем руководителя субъекта естественной монополии. Данное требование не распространяется на представление заявки в электронной форме;

2) подготавливаются Субъектом в отдельности на каждый вид регулируемых услуг.

Основаниями отказа в принятии заявки являются:
1) непредставление субъектом естественной монополии документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил;

2) несоответствие представленных документов пункту 15 настоящих Правил;

3) отнесение к коммерческой тайне сведений, не предусмотренных пунктом 7 статьи 25 Закона.

В случае, если при рассмотрении заявки необходима дополнительная информация, уполномоченный орган вправе запросить ее у Субъекта естественной монополии в письменном виде с установлением срока, но не менее пяти рабочих дней.
По итогам рассмотрения заявки уполномоченный орган вправе корректировать проекты тарифа, тарифной сметы и инвестиционной программы.
 

 

Глава 4. Порядок утверждения проекта тарифа

 

Ведомство уполномоченного органа рассматривает заявку:
1) путем анализа представленных Субъектом с заявкой обосновывающих документов и расчетов с учетом результатов публичных слушаний. а также сравнительного анализа показателей деятельности Субъектов, занимающихся аналогичным видом деятельности;

2) с привлечением для этого независимых экспертов, государственных органов, потребителей и их общественных объединений, Субъекта, представившего проект.

Ведомство уполномоченного органа выносит предлагаемый Субъектом заявку на обсуждение при проведении публичных слушаний.
Публичные слушания проводятся уполномоченным органом при утверждении тарифа не позднее чем за тридцать календарных дней до утверждения тарифа, за исключением случаев утверждения тарифа в упрощенном порядке и в порядке изменения утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия.

Ведомство уполномоченного органа по результатам рассмотрения проведенной экспертизы принимает решение об утверждении тарифа с указанием срока его действия или отказе в его утверждении.
Срок действия тарифов устанавливается на период не более, чем предусмотрено на реализацию Субъектом инвестиционной программы.

В случае истечения срока действия тарифа Субъект предоставляет регулируемые услуги по утвержденному уполномоченным органом тарифу без учета средств, направленных на реализацию утвержденной инвестиционной программы (амортизационных отчислений и прибыли), за исключением средств, направленных на погашение основного долга по займам, привлеченным на реализацию утвержденной инвестиционной программы.

Основанием для принятия решения об отказе в утверждении тарифа служит решение уполномоченного органа, иного государственного органа либо местного исполнительного органа, компетенции которых предусмотрены статьями 8, 9 и 10 Закона, об отказе в утверждении инвестиционной программы, принятое в соответствии с Порядком утверждения инвестиционной программы и ее изменения согласно приложению 5 к настоящим Правилам. – п 4. Ст 21

Решение об утверждении тарифа направляется субъекту естественной монополии не позднее пяти календарных дней со дня принятия решения о его утверждении.
С решением об утверждении тарифа направляется обоснование изменений и уточнений статей затрат, прибыли и мероприятий утвержденной инвестиционной программы, представленных субъектом естественной монополии с заявкой.

Тариф вводится в действие не ранее первого числа второго месяца, следующего за месяцем утверждения тарифа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Субъект естественной монополии доводит до сведения потребителей информацию об утверждении тарифа не позднее чем за тридцать календарных дней до его введения в действие.
В случае, если Субъект не проинформирует потребителя о введении тарифа в сроки, установленные настоящим Законом, то указанный тариф не вводится с даты, указанной в решении уполномоченного органа. Введение утвержденного тарифа осуществляется с первого числа третьего месяца, следующего за месяцем утверждения тарифа.
 

 

Глава 4.  Порядок изменения тарифной сметы без повышения тарифа

 

Для изменения утвержденной тарифной сметы без повышения тарифа Субъект в срок до 1 ноября текущего календарного года обращается в ведомство уполномоченного органа с заявлением об изменении утвержденной тарифной сметы без повышения тарифа.
С заявлением об изменении утвержденной тарифной сметы без повышения тарифа Субъект представляет в уполномоченный орган проект тарифной сметы с учетом изменений без повышения тарифа и материалы, обосновывающие необходимость внесения изменений.
Заявление и материалы предоставляются в соответствии с требованиями пункта 13 настоящих Правил.

Ведомство уполномоченного органа рассматривает заявление об изменении утвержденной тарифной сметы без повышения тарифа и материалы в срок не более тридцати календарных дней с момента представления.
Ведомство уполномоченного органа вносит изменение в утвержденную тарифную смету без повышения тарифа в случае принятия Субъектом на баланс и (или) доверительное управление имущества, используемого в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг, от государственных или местных исполнительных органов при его получении в безвозмездное пользование, в том числе электрических сетей от других энергопередающих организаций.

 

 

Глава 5. Порядок представления и анализа отчетов об исполнении утвержденных тарифной сметы и инвестиционной программы

 

В период действия тарифа Субъект ежегодно не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом, предоставляет отчет об исполнении утвержденной тарифной сметы в ведомство уполномоченного органа, отчет об исполнении утвержденной инвестиционной программы — в иной государственный орган либо местный исполнительный орган, по формам согласно приложению 14 к настоящим Правилам.
Анализ отчета Субъекта об исполнении утвержденной тарифной сметы проводится уполномоченным органом в срок не более шестидесяти календарных дней, об исполнении утвержденной инвестиционной программы – не более тридцати календарных дней.
К отчету об исполнении тарифной сметы прилагаются:
1) пояснительная записка об исполнении тарифной сметы с объяснением причин ее неисполнения;

2) отчет о прибылях и убытках по форме, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 июня 2017 года № 404, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15384;

3) сведения о реализации смет затрат, направленных на текущий, капитальный ремонты и другие ремонтно-восстановительные работы;

4) материалы, подтверждающие фактические затраты по тарифной смете.

К отчету об исполнении утвержденной инвестиционной программы прилагаются:
1) информации о плановых и фактических объемах предоставляемых регулируемых услуг (товаров, работ);

2) отчета о прибылях и убытках;

3) информации о фактических условиях и размерах финансирования инвестиционной программы;

4) информации о сопоставлении фактических показателей исполнения инвестиционной программы с показателями, утвержденными в инвестиционной программе;

5) разъяснения причин отклонения достигнутых фактических показателей от показателей в утвержденной инвестиционной программе.

Анализ отчетов об исполнении утвержденных тарифной сметы и инвестиционной программы включает следующие этапы:
1) сбор информации о ходе реализации инвестиционной программы;

6) подготовку заключения о результатах анализа информации об исполнении инвестиционной программы Субъекта.

По итогам проведения анализа отчета об исполнении инвестиционной программы Субъекта государственный орган не позднее чем за 10 календарных дней до истечения срока, предусмотренного пунктом 30 настоящего Порядка, направляет ведомству уполномоченного органа свое заключение о целесообразности или нецелесообразности принятия отчета об исполнении инвестиционной программы.

Ведомство уполномоченного органа по итогам анализа отчетов об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы Субъекта принимает решение в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона.
22) проводит анализ отчетов субъектов естественных монополий об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы, о соблюдении показателей качества и надежности регулируемых услуг, а также достижении показателей эффективности деятельности субъектов естественных монополий;

редставляет ежегодно в Правительство Республики Казахстан отчеты о состоянии сфер естественных монополий, об исполнении утвержденных тарифных смет, об исполнении утвержденных инвестиционных программ;

Пп 17) п 2 ст 26 Закона – СЕМ обязан ежегодно не позднее 1 мая года, следующего за отчетным периодом, представлять в уполномоченный орган отчеты об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы, в иной государственный орган либо местный исполнительный орган — отчет об исполнении утвержденной инвестиционной программы;

пп 2 п 2 ст 33 Закона — 1. Временный компенсирующий тариф утверждается по результатам:

1) проверки деятельности субъекта естественной монополии;

2) ежегодного анализа отчетов об исполнении утвержденной тарифной сметы, об исполнении утвержденной инвестиционной программы, представляемых субъектом естественной монополии.

Оставить комментарий